Производство 103

Рынок полипропилена: завтра станет лучше, чем вчера

26 марта 2012 года в отеле «The Ritz-Carlton Moscow» состоится конференция Creon «Полипропилен. 2012 год». Прошедший 2011 год был для российского полимерного рынка не особо удачным – растущий спрос не оправдал ожиданий переработчиков, производителей, и торговых агентов. Как результат – нереализованная продукция на складах и снижение цен в середине лета.

Эту печальную картину наблюдали члены всей полимерной отрасли рынка России. Наращивать производство в таком положении сложно, причем, когда новых мощностей нет, а все существующие и так загружены. Однако, производителям полипропилена(PP) удалось это сделать, и по итогам года выпуск PP увеличился приблизительно на 8,5%. Параллельно вырос как экспорт, так и импорт PP-гранулята; отрасль все больше переходит в режим «обмена» марками с зарубежными странами: когда обыкновенные марки вывозятся на соседние рынки, а разработанные - завозятся из дальнего зарубежья.

Производители знают, каким образом можно увеличить мощность установки на 10% и более, но злоупотребление подобными инструментами рискованно, и несет за собой повышенную аварийность, ведет к уменьшению ассортимента продукции и, соответственно, ухудшению качества. Что же все-таки заставляет производителей идти на этот риск? Какую же роль играет в принятии этих решений состояние собственного рынка PP? PP – продукт, имеющий универсальный спрос, у него нет какой-то одной области применения, от которой зависит положение всего рынка. Если мы говорим о ПЭТ, то обычно речь идет о пластиковых бутылках, если о ПВХ(PVC), то о пластиковых окнах, если о ПЭВП(HDPE), то, соответственно, на первый план выходят HDPE-трубы, если о полистироле(PS), то о теплоизоляционных плитах. Структура потребления PP куда более обширна, это позволяет ему выступать в качестве «выручалочки» при плохом спросе на рынках других продуктов. Но заслуживает ли PP именно такой роли?

Универсальность применения – это не единственное положительное качество PP. В отличие от PVC он более экологически безопасным, сравнительно дешевый, легко модифицируется и прост в переработке. Он успешно выдавливает и PS, и полиуретаны, например, в качестве материала для бамперов, начинает вытеснять полистирол и ПЭТФ с рынка пищевой тары с высокими барьерными рамками, теснит PE на пленочном рынке. Все эти тенденции уже выражены и в России. Однако, ситуация, когда рынок живет своей жизнью и развивается, а производители – своей собственной, как например, на рынке PE, начинает постепенно складываться и на рынке PP. Какая часть продукции из ассортимента российских компаний может быть отнесена только к «инновационной», а какая пригодна для выпуска разовых стаканчиков и пластмассовых тазиков? Представим, что сейчас они распределены поровну. Что же будет с «отстающими» российскими предприятиями, особенно в преддверии запуска новых инвестиционных проектов, например, «Полиома» г.Омск? Рост рынка не подразумевает то, что на нем снижается конкуренция. Сейчас в России работают четыре компании-производителя PP, скоро появится пятая, и работать станет веселее. Тем более, поток импортного PP-гранулята в Россию только растет. В таком положении уход с рынка отдельных фирм-поставщиков – вполне обычное явление. Рынок безболезненно может пережить сокращение мощностей на 90 тыс. тонн. К сожалению, в декабре 2011 года из-за аварии остановился комбинат «Ставролен» г.Буденновск и в течение двух месяцев PP на рынок не поступал. Какие последствия будет иметь это событие для российского рынка PP в 2012 году?

Немаловажно то, как быстро будет идти инновационный прогресс в отрасли, который в России все еще ориентирован на себестоимость продукта, а не качество? И что нужно сделать, чтобы его ускорить? Какие инвестиционные проекты следует разрабатывать фирмам, в портфеле продуктов которых помимо PP есть и другие полимеры? Ответы на главные вопросы даст конференция «Creon». Но уже весомыми сейчас стали и проблемы обеспечения сырьем производств PP. На его выпуск в РФ уходит более половины сырья-пропилена, однако все растущий спрос на этот химикат предъявляют и другие производства, выпускающие фенолы и бутиловые спирты. Кроме этого, продолжают обсуждаться идеи создания в России производства окиси пропилена для нужд полимерной отрасли.

Экспорт пропилена из России невысок, сейчас он сошел почти на нет, в будущем ожидается такая же ситуация, которая может нарушить планы переработчиков этого нефтепродукта. Какими последствиями обернется для рынка удорожание пропилена в РФ и есть ли способы решения этой проблемы за счет использования пропана? Это жизненно важные вопросы для отрасли, которые тоже будут обсуждаться на предстоящем форуме.